Рвущиеся вперед технологии
Последнее время разработчики при создании своего проекта ставят ударение на графику. Они обещают ультрареалистичные текстуры, сногсшибательную игру света и тени, последнее поколение шейдеров и небывалые спецэффекты. А что с геймплеем? «Да, будет и геймплей», — отвечают они. «Он это... тоже революционный: наш главный герой сможет прыгать козлом по крышам и рубить деревья очередями». И вот выходит это чудо реализма. Глаз радуется, компьютер стонет, пытаясь переварить сие творение, а игрок негодует, проклиная девелоперов и их жажду удивить мир. Геймплей, как и обещали авторы, присутствует, но он в большинстве случаев скучный и придавлен плитой технологий. Классические примеры: Doom 3, Quake 4, Crysis, F.E.A.R, Company of Heroes, Gears of War (как бы эти проекты ни расхваливали, во главе каждого из них стоит прежде всего графика). Вообще, большинство технологичных игр напоминает безголосую певичку, которая, дабы скрыть недостатки своего вокала, максимально обнажается, демонстрируя красивое тело.
Гонку технологий пора немного замедлить, прорабатывать, прежде всего, начинку, а не обертку. Чтобы между графикой и геймплеем стоял не знак больше, а знак равно. Зачем опережать время, зачем перепрыгивать годы? Да, это способствует развитию реализма, но развитию, идущему в ущерб остальным составляющим игры.
Влияние издателя
Многие разработчики, если их проект не оправдал ожиданий публики, сетуют на то, что они создавали игру по установленным издателем требованиям. И вот здесь всплывает сразу два пункта, раздражающих и девелоперов, и геймеров.
Первый — вызывающий наибольшее негодование. Есть разработчики настолько влиятельные, что устанавливают сами временные рамки выхода своего творения. Они решают, когда их игра готова, и издатель в большинстве случаев закрывает на это глаза, зная, что продукт такой студии принесет немалую прибыль. К подобным компаниям, без сомнений, можно отнести, например, Id Software, BioWare, Maxis, Rockstar North. Но большинство разработчиков, в силу своей зависимости от издателя, должны выпускать игру строго в срок, как бы это ни влияло на ее качество. Если звезды на небе расположились в правильном порядке, то проект получается более-менее съедобным. Если же игра масштабна и глубока в плане геймплея, то в большинстве случаев выходит сырая подделка, жестоко нуждающаяся в патчах. Забагованные и не оптимизированные, они гневят игровое сообщество и вгоняют в краску девелоперов. Так было с Vampire The Masquerade — Bloodlines, так было с Gothic 3. И вот порой играешь в такие полуфабрикаты, пусть и именитые, а голову сжигает мысль: ну почему они не отшлифовали ее еще хотя бы полгода? Из-за властного издателя, жаждущего как можно раньше сорвать банк, и не отшлифовали...
Второй пунктик менее раздражающий. Представьте следующую ситуацию: молодой разработчик приходит с диздоком своего будущего проекта в издательство, желая получить поддержку. Издатель, изучив диздок, признает, что задумка неплоха, но вот только это сейчас ни разу не модно. Мол, на рынке сейчас бешеный спрос на игрушки про Вторую мировую и фэнтезийные боевики, а идею с космосом лучше отложить. Молодой девелопер может пойти в другое издательство, а может переправить концепцию и начать ваять очередной проект по Второй мировой. Вот и получается, что разработчики делают не то, что хотят, а то, что модно.
И эта тенденция моды, если честно, уже достала. Почему, чтобы поиграть в нормальный кибер-панк, нужно ждать несколько лет, переваривая модные творения про высадку в Нормандии или про войну гномов с эльфами? Заметьте, сейчас на рынке начинается настоящий бум на постапокалипсис и открытый мир. Rage, Far Cry 2, Borderlands, S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky, Fallout 3 — неполный список проектов, который продолжает пополняться. В то же время бушевавшая несколько лет мода на Вторую мировую начинает ослабевать и, видимо, скоро затихнет вовсе, изредка напоминая о себе единичными проектами. Зато, рискну предположить, будут властвовать уже упомянутые постапокалипсис и кибер-панк (Deus Ex 3 уже скоро!). Плюс, в ближайшие годы восстанут из пепла старые знаменитые хиты. Уже муссируются слухи о разработке Thief 4, Baldur’s Gate 3, System Shock 3, Diablo 3, Dungeon Keeper 3. Так что следите за новостными лентами.
Запреты
Насилие во главе геймплея — это определенно нехорошо. Но, как мне кажется, оно не заслуживает таких гонений, какие устроили адвокаты и всякие там ESRB. Порой доходит до смешного: в Англии Mass Effect присвоили рейтинг 18+ за то, что в одном из моментов мелькнул кусочек обнаженного тела инопланетянки. В Германии дядям-ханжам не нравится присутствие в играх свастики и большого количества крови (Crytek до сих пор обещает, что если правительство не ослабит давление, то студии придется покинуть страну).
При том, еще никто не доказал, что насилие или другие аспекты, обычно попадающие под ножницы, оказывают влияние на психику. Почему, когда американский подросток приходит в школу с дробовиком, в этом обвиняют игры, а не, например, кинематограф, в котором уровень визуальных эффектов уже давно не отличим от реальности?.. Вот, кстати, насчет кино. Наличие обнаженки или насилия в нем воспринимается менее остро, если же подобные вещи будут ярко выражено проявляться в компьютерных или видеоиграх, многие воспримут это в штыки. Сколько? Сколько еще будут ущемлять игровую индустрию? Когда сократится постоянный поток исков в адреса издательств и разработчиков? Новости о том, что где-то что-то запретили или где-то что-то приказали вырезать, уже давно вызывают раздражение.
Нашествие сиквелов, или Нежелание искать новые идеи
Не проходит и нескольких месяцев, чтобы издатели и девелоперы не анонсировали продолжения своих проектов. Grand Theft Auto 4, Need for Speed, какой там уже, двенадцатый? Тринадцатый? Call of Duty 4, Star Craft 2, Tomb Raider тоже уже черти знает какой. Двойки, тройки и четверки в названиях смущают и пугают. Уже никто не скрывает, что продолжения приносят отличный доход, и незачем останавливаться, например, на выпуске двух частей. И если бы каждое продолжение максимально отличалось от предыдущего, так нет, похожи как две капли воды. Именно поставленные на поток проекты чаще всего награждают клеймом «синтетический блокбастер». Нашествие сиквелов, конечно, не мешает стать играм искусством, но о некотором кризисе идей и боязни создавать что-то новое все же говорит.
В то же время крупнейшие компании расшевелились и начали в срочном порядке анонсировать свежие тайтлы. Именитая Id Software заявила о разработке абсолютно свежего проекта в новой вселенной — Rage. Electronic Arts отрапортовала, что в производство запущены Dead Space и Tiberium, UbiSoft, заездив Prince of Persia, пинком отправила на рынок Assassin’s Creed, который в ближайшие годы, судя по всему, присоединится к стаду дойных коров компании.
По мнению многих, игры — это новый вид искусства. А искусство нельзя ограничивать и ущемлять. Я уверен, пройдут годы, и игры станут в один ряд с кинематографом и литературой. Прекратится давление на разработчиков, исчезнут раздражающие ограничения и рамки, а тех, кто считает, что это развлечение для детей, станет на порядок меньше. Считаете, что-то еще мешает стать «им» искусством? Пишите, с радостью узнаем вашу точку зрения касательно этой неоднозначной и сложной темы.
Источник: http://www.nestor.minsk.by/vr/2008/04/vr80416.html |