Жанр: FPS
Разработчик: Action Forms
Издатель: Atari
События «Анабиоз: Сон разума» разворачиваются в далеком 1981 году. Игра начинается со... смерти главного героя. Александр Нестеров - обычный полярник-метеоролог. Покинув исследовательскую станцию, расположенную за Северным полярным кругом, он направился на атомный ледокол «Северный ветер». На этом атомоходе, который должен был доставить метеоролога на большую землю, Александр и застыл в странном состоянии - то ли заснул, то ли умер. Неизвестно почему, может даже именно из-за этого анабиотического состояния, но в полярнике открылся необычный талант, метко окрещенный разработчиками «Mental Echo». Благодаря нему Александр мог впадать в своеобразный транс, и переселятся в сознание павших моряков. И так, управляя сознанием человека, он мог менять прошлое, внося существенные коррективы в развернувшиеся часы назад события. Первым делом главный герой подправил свои, немного неудачные события минувших времен, начиная от отбытия с полярной станции. Но на этом советский полярник останавливаться не собирался. Теперь ему предстоит спасти остальных членов экипажа, лежащих в анабиозе в различных отсеках атомохода, и узнать, что же на самом деле произошло с экипажем и кораблем.
Mental Echo приходится активировать всякий раз, как товарищ Нестеров оказывается подле замерзшего тела кого-нибудь из экипажа. Уникальный дар позволяет погрузиться в чужие воспоминания, и, начать действовать от лица павшего моряка, в попытке поставить прошлое с головы на ноги. А прошлое корабля и всех моряков печально: «Северный ветер» замерзал во льдах неторопливо, медленно, и каждый человек из команды боролся за жизнь корабля, забывая о жизни собственной. Иногда ситуация, обыгрываемая через воспоминания, кажется совершенно безвыходной для моряка, что после впал в анабиоз. Однако всегда существовал хотя бы один выход, для того, чтобы спасти свою собственную жизнь. Именно эту спасительную лазейку и предстоит отыскать Александру для каждого замерзшего моряка из команды. Причем, поиск лазейки – это настоящая головоломка, достойная лучших из квестов. И над каждым из событий придется всерьез призадуматься, для того чтобы нащупать тот самый порядок действий, ведущий к спасению. Кроме того, квестовая составляющая присутствует и вне мира разума членов экипажа. Где-то надо починить генератор, где-то поставить рычажки в определенной последовательности – все в лучших традициях серии Penumbra.
Любое воспоминание – это не только квест, но и маленькая частичка сложной трагической истории погибающего судна. Тут будет и бушующий пожар, и выброс ядовитого аммиака в отсек наполненный моряками. Будут замерзшие люди, до конца пытавшиеся запустить реактор, будет и паникующий солдат, палящий по экипажу из пистолета-пулемета. Все преподнесено с особыми оттенками разворачивающейся перед глазами драмы. Тщательно сплетены и разгадки всех из этих историй: вовремя подсобить инженеру с заменой графитового стержня, выломать дверь автоподъемником, оббежать обезумевшего солдата со спины и выхватить у него оружие – каждая из рассказанных историй уникальна, закончена и приведена к месту. И с каждым выполненным квестом, с каждой спасенной жизнью, открывается очередная частичка трагической истории о судьбе погибающего судна и его команды. Эту истории читаешь как увлекательную книгу, написанную каким-нибудь хорошего уровня писателем-фантастом. И страницы переворачиваются одна за другой, но не быстро. В каждую строчку вчитываешься с особым удовольствием и вниманием, а оторваться от «чтения» совершенно невозможно.
Постигать же историю гибели ледокола мешают те, кого главный герой отчаянно пытается спасти. Некоторые из членов экипажа приспособились к холоду, однако потеряли при этом все человеческое, став зловещими и опасными монстрами, блуждающими по затерянному во льдах кораблю. Словно бесплотные призраки, бесцельно шатаются они из отсека в отсек, с палубы на палубу, являя тем самым непередаваемое и трагичное зрелище мрачной судьбы «Северного ветра».
Хотя определение жанра как action – это не совсем то, так как и отстрел противников тоже поставлен в общем духе «Анабиоза». Главный герой сталкивается с кем-то из тех, что раньше были людьми буквально лицом к лицу, и тут уж, кто выстрелит первым - тот и останется жив. Устранение противников представляется вынужденным действием, обусловленным общим духом обреченности и необратимости. Призраков «Северного ветра» убивать не хочется, потому, как они действительно были людьми, для которых уже слишком поздно. И спасение их путем проникновения в разум, к сожалению, уже невозможно. Такой подход никак нельзя назвать «шутерным», язык не повернется. Бой такой же трагичный и печальный, как и вся судьба экипажа. Формальность принадлежности тайтла к семейству action-ов подтверждает и скупой напор оружия: три вида винтовок, пистолет-пулемет, сигнальная ракетница, да несколько видов вооружения для рукопашного боя. Средства устранения противников полностью соответствуют игровому времени и атмосфере «Анабиоза». Право слово, печально до слез смотрится объятый пламенем бывший моряк, подожженный сигнальной ракетой. Из общей концепции построения action-составляющей выбивается лишь отрезок из середины игры, насыщенный кровопролитием и трэшовым отстрелом противников, однако он совершенно не соответствует общей атмосфере игры, откровенно портя впечатление.
Аптечки тоже не предусмотрены. Куда важнее, чем царапина на плече, в условиях вечной мерзлоты становится тепло. Спасительные источники оного – это догорающие костры, электроплитки, лампочки – все, что может повысить температуру. Греется, главному герою приходится регулярно, дабы не замерзнуть так и не узнав всей правды о событиях на атомоходе.
Одной из важных составляющих передачи атмосферы, бесспорно, является графика. В «Анабиозе» она оставляет двойственное впечатление. С одной стороны по техническому оснащению графическая обертка соответствует всем современным стандартам. Тут и идеальные текстуры, и поддержка шейдеров за номером четыре, и уровни, наполненные тысячами полигонов. А с другой стороны присутствует скупой дизайн уровней и ужасная оптимизация. Производительность падает до нуля даже при игре на средних настройках на мощных «машинах», превращая игровой процесс в слайд-шоу. Тут же и некоторые неприятные «баги», коих, слава богу, не так и много.
Ну и с музыкой и звуками – последними из составляющих атмосферы, тоже все в порядке. Печальные мелодии из далекого прошлого, свист арктического ветра, скрип открывающейся двери, странный шум крошащегося льда – все выполнено более чем на великолепном уровне. Звуковое оснащение тщательно и заботливо довершает перенос игрока на борт «Северного ветра». В этот мир невозможно не верить.
Оценка:
87/100
Вывод:
«Анабиоз: Сон Разума» – это не action, не survival horror, и даже не quest. Это аккуратно и правильно рассказанная философская притча о людях и ледоколе, преисполненная грустью, лирической тоской, печалью и таинственными мелодиями, напоминающими то ли популярные в 1981 году песни, то ли протяжный стон окутанного холодом корабля, то ли нудный свист пронизывающего арктического ветра – настоящая тяжелая и печальная драма. Атмосфера поражает до самых глубин сознания. События, повествуемые сценарием, увлекают своим неторопливым и тягучим течением. А все немногочисленные минусы проекта элементарно выпадают из памяти благодаря восхитительной концовке, тщательно проработанному сюжету, правильным и ненавязчивым скриптовым сценкам и атмосфере.
|